severnaya_pchela

Режиссер: Кирилл Серебренников.
Текст: фильм Ларса фон Триера "Идиоты"; Валерий Печейкин.
Сценография: Вера Мартынова; Кирилл Серебренников.
Актеры: Андрей Кузичев, Оксана Фандера, Илья Ромашко, Юлия Ауг, Харальд Розенстрем, Филипп Авдеев, Ольга Добрина, Антон Васильев, Михаил Гаврилов, Александрп Ревенко, Ольга Науменко, Олег Гущин, Сергей Галахов, Руслана Доронина.
Театр: Гоголь-центр (Москва).

В совсем недавно открывшемся Гоголь-центре работа кипит и бурлит. За этот сезон театр успел не только сделать ремонт и реорганизацию, но и преобразовать спектакли, выпущенные в "Седьмой студии", под новую сцену, сработаться со старой труппой и молодыми режиссерами и создать новый репертуар. И все это за где-то полгода работы. На данный момент Гоголь-центр постепенно воплощает в жизнь так называемую кинотрилогию. Первым был выпущен спектакль Алексея Мизгирева "Братья" на основе фильма "Рокки и его братья". Его мне пока не увидеть не удалось. Вторым же шел ремейк фильма Ларса фон Триера "Идиоты" с Кириллом Серебренниковым на режиссерском стуле.
Переработкой киносценария занимался Валерий Печейкин. Этот драматург переделывал шекспировский текст для спектакля "Сон в летнюю ночь", который я могу с уверенностью назвать своим любимым спектаклем. Действие переносится в современную Москву с ее жестокими нравами и волнительными событиями.
Отдельное слово хочется сказать про, так сказать, оригинал. Ларс фон Триер снял "Идиотов" в 1998. Его фильм посвящен группе людей среднего возраста, убежавших от гнетущего их окружающего мира, эдаких Федоров из "Живого трупа" Толстого. Однако они не рвут связи с семьей или работой, как будто просто ушли во временный отпуск. Окончательно признать ту жизнь прошлой герои фильма не могут. В итоге сообщество их и распадается, так как отпуск заканчивается и люди идут обратно в реальный мир. О том доме, в котором они жили, как им хочется, у "идиотов" осталось приятное воспоминание.
У московских "идиотов" нет возможности также легко и беспрепятственно жить так, как им хочется. Соприкосновение с социумом вынуждает их превращаться в грубых, резких и кричащих. Из этого также и вытекает и их оппозиционные действия против власти. Ведь именно она, а также суды и законы притесняет их свободу, их внутренних идиотов. Поэтому они и идут против нее, поджигают картонные башенки Кремля. Становится также понятно, что их действия не могут остаться безнаказанными. Невозможно будет обойтись и без смерти. К концу спектакля, один умрет, другой реально сойдет с ума, кто-то сядет в тюрьму, а остальные просто разбегутся.
Спектакль идет три часа без антракта. Зрителя погружают в эту давящую атмосферу без возможности вырваться и отвлечься. Очень многие уходят, и среди них не только люди, у которых не совпадает то, что они видят, с их театральным вкусом, но и те, которым просто физически становится плохо. И сложно представить насколько же тяжело в таком случае актерам, играющим этот психологический ужас, причем несколько дней подряд? Хочется сказать им огромное спасибо за их стойкость, выдержку и неоспоримый талант. Спасибо Андрею Кузичеву, спасибо Филиппу Авдееву, спасибо Юлии Ауг, спасибо Харальду Розенстрему, спасибо Оксане Фандере за воплощение своих внутренних идиотов. Спасибо Олегу Гущину за его огромный вклад в спектакль. Приятно видеть, что несмотря на всяческие некрасивые ситуации с обеих сторон в создании Гоголь-центра, представители двух трупп сумели найти общий язык.
Спасибо за балет, Кирилл Семенович.

@темы: театр, современный театр, рецензии, К.С. Серебренников