severnaya_pchela

1736—1821
Русский актер, переводчик, педагог, драматург.

Родился 3 марта 1736 в Ярославле в семье дьякона; настоящая фамилия - Нарыков; обучался в Ростовской духовной семинарии, окончив которую в 1751 был прислан в Ярославскую Провинциальную канцелярию на службу.
Однако этому помешал вызов ярославцев в Петербург ко двору. По преданию, совсем еще мальчиком Иван играл в любительской труппе Федора Волкова женские роли.
С мая 1752 Нарыков стал числиться в списке придворных актеров. В столице его отдали в Кадетский корпус, где он под руководством А.П. Сумарокова обучался сценическому искусству и впоследствии стал лучшим актером классицизма, исполнителем первых ролей в трагедиях своего наставника. В Петербурге он и берет себе псевдоним "Дмитревский".
1 ноября 1756 по требованию Сумарокова Дмитревский был отослан из Кадетского корпуса и определен в актеры Русского театра. И теперь он исполнял мужские роли. В числе первых актрис этого театра находилась и будущая супруга Дмитревского Аграфена Михайловна Мусина-Пушкина, с которой он вступил в брак в 1758. Брак их был очень счастлив и благословлен императрицей. Супругов связывала не только личная привязанность, но и общая деятельность и интересы. У Дмитревских было многочисленное потомство - 6 сыновей и 4 дочери. Но семья не помешала Дмитревскому предаваться самой неутомимой и разносторонней деятельности.
Расцвет его деятельности относится ко времени царствования императрицы Екатерины II, поощрявшей выдающиеся сценические таланты. По смерти Волкова (1763) Дмитревский получает звание "первого актера российского придворного театра" и оправдал его свом неутомимым служением театральному искусству.
В 1765 Дмитревского (первым из русских актеров) послали за границу: в Париж, а затем в Лондон смотреть тамошние театры. За гарницей он заводит множество иностранных знакомств, особенно с первым трагиком французского театра, Лекеномм, в доме которого он даже поселился. В Париже он пробыл около восьми лет, в Лондоне - несколько месяцев. В Англии он также познакомился со знаменитым исполнителем драм Шекспира Гарриком. Бес сомнения, что заграничная поездка обогатила Дмитревского массою полезных практических сведений по театральному делу и благотворно повлияла на развитие его сценического таланта.
Он удостоился стихотворной похвалы от Сумарокова, утверждающий его талант трагика. Однако уже в 1760-х Дмитревский много играл и в комедиях.
В XVIII веке амплуа трагика и комика были ощутимо определены и требовали от актеров совершенно разных выразительных средств. Но вместе с тем и в установленном "Штате" русского театра (1766), и в реальном актерском составе труппы этого времени роли первого любовника в трагедиях и комедиях играл один и тот же исполнитель.
Дмитревскому, прожившему долгую сценическую жизнь, было свойственно тонкое чувство стиля и жанра исполняемой роли. В комедиях ему одинаково удавались характеры как в русских, так и в зарубежных пьесах. Он одним из первых придворных актеров откликнулся на новые веяния времени в драматургии, начав выступать в "мещанских драмах" и "слезных комедиях", вызывающих яростные нападки классицистов. Многие из своих ролей актер впервые сыграл именно в Москве, где время от времени гастролировал.
Кроме этого, он писал пьесы, переводил и приспосабливал драматические произведения для русской сцены.
Дмитревский с конца 1770-х вел активную педагогическую деятельность, обучал будущих актеров как придворного, так и частных домашних театров, преподавал сценическое искусство питомцам Московского Воспитательного дома, составившим труппу Вольного театра в Петербурге. Этим театром он какое-то время и руководил вместе с К. Книппером (1782-1783). В 1783 Дмитревский был назначен инспектором русской труппы.
При директоре театров С.Ф. Стрекалове Дмитревский получил отставку от службы с пожалованной пенсией в 2000 рублей. Но в сущности актер не прекратил своей сценической деятельности, только должность инспектора труппы перешла к другому актеру.
До 1795 он занимал должность инспектора театральной школы. Дмитревский ставил все выдающиеся спектакли в Эрмитаже, довольно часто появлялся на сцене, на которой с 1794 выступил его достойный ученик и преемник - А.С. Яковлев.
3 января 1799 Дмитревский простился с публикой ролью Зопира. Но на других поприщах его деятельность не прекратилась.
3 мая 1802 он стал единственным из русских артистов, избранных в члены Российской академии.
Перед началом войны с Напалеоном он еще раз появился на сцене, обрадовав публику и восхитив Александра I.
В 1817 Дмитревский пожелал участвовать в спектакле, дававшемуся в пользу семьи его умершего ученика Яковлева, но захворал в самый день спектакля и уже не вставал с тех пор с постели. Скончался Дмитревский 27 октября 1821, похоронен на Волковом кладбище.

Дмитревский обладал выгодною для актера наружностью, но голос его был недостаточно звучен и чист, например, "ш" он выговаривал как "с". Впрочем, он всегда умело скрывал недостатки своего голоса.
Несмотря на крайнее разнообразие своих ролей, Дмитревский отделывал их с необыкновенной тщательностью. Долгое время современникам его игра казалась чудом искусства, но впоследствии признавали превосходство только в комедии, особенно в ролях резонеров. Однако стоит иметь в виду, что Дмитревский в понимании сценического искусства не расходился с понятиями своего века, что искусственность и напыщенность его игры обусловилась в такой же мере его душевным складом, как и особенностью псевдоклассического искусства.
Деятельность Дмитревского на пользу русского театра неоценима. Руководствуясь в своей игре определенными приемами творчества, он указал актерам верный путь для совершенствования. Все крупные сценические силы XVIII и начала XIX века (Троепольская, Сандунова, Каратыгина, Плавильщиков, Шушерин, Яковлев, Крутицкий, Семенова) воспитались под влиянием его игры и его советов.
Большинство его произведений до нас не дошло. Однако среди современных литераторов Дмитревский пользовался большим авторитетом. К нему обращались за советом, по его указанию переделывали произведения Сумароков, Княжнин, Фонвизин, Крылов, Державин; Шишков и Херасков всегда принимали актера с почетом и уважением.

Роли:
Синав — "Синав и Трувор" Сумарокова.
Оскольд — "Семира" Сумарокова.
Димитрий — "Димитрий Самозванец" Сумарокова.
Хорев — "Хорев" Сумарокова.
Дорант — "Ревнивый, из заблуждения выведенный" Кампистрона.
Альцест — "Мизантроп" Мольера.
Гамлет — "Гамлет" Шекспира.
Вышеслав — "Вышеслав" Сумарокова.
Мстислав — "Мстислав" Сумарокова.
Менехм — "Менехмы" Реньяра.
Добросердов — "Мот, любовью исправленный" Лукина.
Неумолков — "Пустомеля" Лукина.
Граф — "Наказанная вертопрашка" Ельчанинова.
Граф Кларандон — "Евгения" Бомарше.
Стародум — "Недоросль" Фонвизина.
Усердов — "Всеобщее ополчение"Висковатова.
Зопир — "Магомет" Вольтера.

Произведения:
-"Танюша или счастливая встреча", комическая опера.
-"Смотр невест в гулянье 1-го мая", комическая опера.
-"Добрая девка", опера в 3-х действиях (1782).
-"Непостижимость судьбы", аллегорический пролог на освобождение от болезни Вел. Кн. Павла Петровича (1722).
-Стихотворения, помещавшиеся в "Трудолюбивой пчеле" Сумарокова.
-"Известие о некоторых русских писателях" и "История русского театра".
-"Слово похвальное А.П. Сумарокову" (1807).

Перевел и переделал на российские нравы не менее 50 иностранных пьес, в том числе:
"Раздумчивый"
-"Демократ"
-"Лунатик"
-"Антигона", музыкальная драма в 3-х действиях М. Колтеллини (ит.) (1722).
-"Честный преступник или детская к родителям любовь", комедия в 5-ти действиях Фалбриджа (фр.) (1772).
-"Беверлей", трагедия мещанская в 5-ти действиях (фр.) (1773).
-"Армида", опера в 3-х действиях М. Колтеллини (ит.) (1774).
-"Дианино древо или торжествующая любовь", опера в 2-х действиях (ит.) (1792).
-"Редкая вещь", опера в 2-х действиях (ит.) (1792).
-"Четыре времени года", поэма Томсона (нем.) (1798).


Использована информация из следующих источников: Википедия; "История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века", 3-е изд., РУТИ—ГИТИС, 2011. Текст Л.М. Стариковой.

@темы: театр, биографии, И.А. Дмитревский, XVIII век