01:59 

Мещане.

severnaya_pchela
Автор: М. Горький.
Драматический эскиз в 4 актах.

Действующие лица:
Бессеменов Василий Васильев - 58 лет, зажиточный мещанин, старшина малярного цеха.
Акулина Ивановна - жена его, 52 года.
Петр - его сын; бывший студент, 26 лет.
Татьяна - его дочь; школьная учительница, 28 лет.
Нил - воспитанник Бессеменова, машинист, 27 лет.
Перчихин - дальний родственник Бессеменова, торговец певчими птицами, 50 лет.
Поля - его дочь, швейка, работает в семьях поденно, 21 год.
Елена Николаевна Кривцова - вдова смотрителя тюрьмы, живет на квартире у Бессеменовых, 24 года.
Тетерев - певчий, нахлебник у Бессеменовых.
Шишкин - студент, нахлебник у Бессеменовых.
Цветаева - учительница, подруга Татьяны, 25 лет.
Степанида - кухарка.
Баба с улицы.
Мальчишка.
Маляр.
Доктор.

Краткий сюжет:
Жизнь в доме у Бессеменовых одновременно и бурлит, и одновременно мертва. В ней никто не занят делом и все постоянно что-то делают. Например, едят и пьют чай, уходят и ссорятся.
Бессеменов постоянно ссорится с детьми, так как не понимает их, а они не хотят понять его правду. Мать выступает связующим звеном для них, но не очень у нее это уже выходит. У Елены Николаевны постоянно собирается шумная компания, к ней любит ходить Петр, видно его увлечение вдовою. Бессеменов боится этого увлечения, боится, что сын женится на бедной распутной вдове. Любые разговоры с Петром на эту тему только приводят к ссоре. В доме живет Тетерев, который очень остер на язык и почти никем не понят. Если его кто-то понимает в какой-то момент, то уже в следующий он становится вновь чужим. Также в доме живет воспитанник Нил, который трудится и отдает Бессеменову часть денег. В него влюблена Татьяна, над которой висит клеймо "девицы в летах". Она не может осмелится признаться в своих чувствах. Нил же влюблен в Полю, которой по ходу действия делает предложение, и та соглашается. Бессеменов в ярости от того, что он это делает без совета с ним, его гордость уязвлена и он ругается с Нилом. Татьяна же пытается покончить жизнь самоубийством, выпивая нашатырного спирта, но остается жива. Ссоры Петра с отцом доходят в какой-то момент до кипящей точки и тот объявляет, что женится на Елене. Елена, с которой у Петра до этого было объяснение, согласна, только бы увезти Петра отсюда подальше. Оскорбленные Бессеменовым Нил и Поля также уходят из этого дома. Татьяна остается одна в убивающем ее доме.

Последняя фраза: "Чудаки!".

Информация о пьесе:
Это первая пьеса М. Горького, написана она была в 1901. Впервые опубликована отдельной книгой в 1902 как "Мещане. Сцены в доме Бессеменовых. Драматический эскиз в 4 актах". В 1903 пьеса получила Грибоедовскую премию.
Очень значительна первая ремарка пьесы, в которой ничто не остается недоговоренным: ни цвет вещи, ни материал, ни стоимость, ни, наконец, производимое вещами впечатление. У Горького быт не уютен, но и не нейтрален, он опасен и враждебен человеку, он давит своей монотонностью, душит рядами вещей и вещиц. Все герои так или иначе жалуются на неудобство, косность, гнет обстановки этого дома, где душно и всюду продувает, вещи мешают двигаться и становятся предметом мучительных ссор и препирательств.
Чехов, прочитав пьесу, посоветовал Горькому "сокращать длинноты" (особое раздражение его вызывал Тетерев), советовал расширить роль Нила и настоятельно указывал, что "... все чудесные, превосходные люди, независимо друг от друга". Но послушаться советам Чехова означало для автора отказаться от центральной мировоззренческой коллизии пьесы, построенной на противопоставлении двух миров. В системе Горького "превосходный человек" - это человек, превосходящий других, и потому возможность восприятия героев "независимо друг от друга" исключена.

История постановок:
Пьеса изначально писалась для МХТ. Немирович-Данченко специально ездил ознакомиться с ней в Нижний Новгород.
Приняв пьеса, одновременно и бытовую, и жестко тенденциозную, МХТ не пытался гармонизировать ее несоединимые противоречия. И тем самым навлекал на себя упреки в искажении автора. Из многочисленных упреков рецензентов самым горьким был упрек Н. Эфроса, отметившего, что спектакль потерял звук "настраивающейся жизни". При всей увлеченности Горьким в труппе не нашлось средств для открытия того, что Немирович-Данченко называл "духовной сущностью самого поэта".

Постановки:
Постановки ХХ века
26 марта 1902 - МХТ (на гастролях в Петербурге, в Панаевском театре). Режиссеры К.С. Станиславский и Лужский. Художник В. Симов.
1935 - Центральный театр Красной Армии. Режиссер Телешева.
1937 - Ленинградский Большой Драматический театр им. М. Горького. Режиссер А. Дикий.
1946 - Малый театр. Режиссер А.Д. Дикий.
1949 - МХАТ. Режиссеры Блинников и Раевский, под руководством Кедрова.
1966 - Ленинградский Большой Драматический театр им. М. Горького. Режиссер Г.А. Товстоногов.
Постановки XXI века
2004 - МХТ. Режиссер К.С. Серебренников. Художник Николай Симонов.

Роли и актеры:
Бессеменов
Лужский
Нечаев
Г.П. Петровский
Ковров
Е. Лебедев
А. Мягков

Акулина Ивановна
Муратова
А. Фомина
М. Призван-Соколова
А. Покровская

Петр
В. Мейерхольд
В. Рецептер
О. Борисов
А. Агапов

Татьяна
Роксанова
К. Тарасова
Э. Попова
К. Бабушкина

Нил
Судьбинин
Н. Корн
В. Полицемайко
Анненков
К. Лавров
А. Кравченко

Перчихин
Артем
В. Софронов
Н. Трофимов
В. Краснов

Поля
О. Алексеева
В. Кибардина
Е. Немченко
Е. Соломатина

Елена
О. Книппер
Л. Макарова
Е. Добровольская

Тетерев
Баранов
А. Лариков
П. Панков
В. Стржельчик
Д. Назаров

Шишкин
Тихомиров
А. Гаричев
С. Медведев

Цветаева
Бутова
Е. Немченко
Г.В. Яковлева
Ю. Чебакова


Использована информация из следующих источников: Википедия; "История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века", 3-е изд., РУТИ—ГИТИС, 2011. Текст О.В. Егошиной.

@темы: М. Горький, постановки, пьесы, социальная драма, театр

URL
   

Театральная сводка

главная