severnaya_pchela
С отъездом двора в Петербург в 1763 поднимается вопрос о заведении в Москве русского театра. Изначально хотели создать театр "императорский", то есть под опекой двора, но публичный и "вольный" (не на средства казны). Существовало четыре варианта решения этого вопроса.
Первый - от итальянца Антуана Дуни, имевший отношение к "Российскому театру". Второй - от итальянца Каспара Сантини, приехавшего с труппой в 1759. Третий - от француза Александра Поше Ле Жен. Четвертый - от соотечественника, предлагавшего собрать "охотников" и показывать спектакли на русском языке.
Екатерина отвергла иностранцев и поручила "дирекцию" русского театра в Москве любителю театрального искусства Н.С. Титову.
Титов занял пост директора Московского театра с января 1766, что и означало момент его основания. Для спектаклей театру был отдан Оперный дом на Яузе. К концу 1760-х в Москву перебрался А.П. Сумароков., взявшийся опять за драматургию и принимавший участие в делах московской сцены.
Однако театр погряз в долгах и, не смотря на "императорский покров", продержался под руководством Титова всего три года. После руководство было отдано итальянцам И. Бельмонти и И. Чинти, содержащим в то время маскарады. С этого момента Московский театр становится частной антрепризой. Бельмонти собрал сильную труппу, в частности из актеров, оставшихся после Титова: Василий Померанцев с женой Анной, Иван Калиграф с женой Надеждой, Иван Миняков с женой Анной, Андрей Ожогин с женой Елизаветой, Федор Андреев с женой Матреной, Алексей Синявский с сестрой Марией, Семен Голоушин, Илья Соколов, Егор Залышкин. Первой актрисой являлась Елизавета Иванова, а в начале 1770 из Петербурга приехал актер Григорий Базилевич.
Собственное театральное здание антрепренерам построить быстро не удалось и какое-то время они выступали в доме на Знаменской улице.
В 1771 на Москву обрушилась эпидемия чумы, парализовавшая жизнь города во всех ее проявлениях на много месяцев. Во время эпидемии умер И. Бельмонти, а его компаньон И. Чинти еще раньше уехал в Италию. Пять лет Московская антреприза переходила из рук в руки. Но к концу 1770-х жизнь театра постепенно стабилизируется и на его сцене расцветают новые таланты: Мария Синявская, Яков Шушерин, Петр Плавильщиков, да и прежние актеры были в силе.
В феврале 1780 театр на Знаменской сгорает. Единоличным владельцем Антрепризы становится М.Е. Медокс, который отстраивает ему новое здание. Театр этот получил название Петровский. Он стал любимым местом отдыха для москвичей. Помимо спектаклей тут устраивались концерты, маскарады и балы. 1780-е - расцвет Московского театра Медокса. И.А. Дмитревский очень любил приезжать из Петербурга и выступать на этой сцене. В Москве в это время возникает множество домашних крепостных театров (как, впрочем, и в других городах), и для них Петровский театр служил школой мастерства, куда привозили издалека доморощенных актеров показать образцы театрального искусства.
Однако в это время появляются и проблемы. Во-первых, борьба за единоличное владение привилегией на театральные представление с Воспитательным домом, устроившим свой театра из числа своих питомцев (Медокс хотел переманить их в свой театр, однако в последствии их взяли в Петербург, в Вольный театр). Во-вторых, вновь растущие долги. В-третьих, петербургский театр постоянно переманивал к себе лучших артистов.
Изменения в театральном управлении. В 1783 в Петербурге вместо Дирекции придворных театров с директором во главе был организован "Комитет, управляющий зрелищами и музыкой" с коллегиальным управлением, который должен был реорганизовать всю театрально-зрелищную придворную жизнь. Главным событием стало разделение театров на придворные и "городские", государственные (казенные). Возникло же три типа театров.
Первый - замкнуто-закрытый придворный театр (Эрмитажный. открывшийся в 1783).
Второй - публичный придворный, в котором устраивались бесплатные спектакли по билетам, раздававшимся в Придворной конторе и зрители размещались "по рангам". Иногда в них давались спектакли "для народа за деньги", как в городском театре (Большой Каменный театр, открывшийся в 1783).
Третий - публичный городской театр (но подчиненный "Комитету"), куда зрители за деньги покупали билеты (Малый Деревянный театр на Царицыном лугу, взятый в казну в 1783).
Далее выходили различные "Узаконения", относящиеся к актерам. Они оговаривали сколько дней и недель дается на изучение большой и малой ролей, сколько "проб" устраивать пьесам, как и чем штрафовать за неявку и опоздания на пробы и спектакли, какое платье должно быть у актера свое, а какое - из театральной кладовой и так далее.
Для контроля за соблюдением этих правил и положений вводилась должность инспектора, которую в 1786 занимает И.А. Дмитревский.
В 1780-е театры возникают в отдельных провинциальных городках. В связи с разделением Российской империи на губернии выделяются губернские города, а губернаторы некоторых из них считали престижным построить собственный театр. Таковые возникли в Калуге, Воронеже, Казани, Иркутске, Тамбове, Туле, Твери, Пензе, Орле, Симбирске, Саратове, Харькове.
Появились в провинции и частные крепостные театры, которые часто заменяли публичные.

Использована информация из следующих источников: "История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века", 3-е изд., РУТИ—ГИТИС, 2011. Текст Л.М. Стариковой.

@темы: театр, история русского театра, Большой театр, XVIII век