18:54 

Крепостной театр.

severnaya_pchela
Крепостной, т.е. частный дворянский (домашний помещичий) театр возник в России на феодально-крепостной основе. Отдельные домашние представления начали устраиваться еще в XVII веке, но особое распространение крепостные театры получили в во второй половине XVIII-начале XIX века и просуществовали до отмены крепостного права (в 1861).
Домашние театры отличались множеством нюансов: в одних играли сами дворяне и их дети, в других - крепостные актеры, а в третьих - приглашенные "вольные" артисты публичной императорской сцены или частной профессиональной антрепризы, а остальная труппа состояла из "доморощенных" актеров, в четвертых - "вольные" русские и иностранные знаменитости фигурировали только как руководители оркестра, балетмейстеры и театральные педагоги, а исполнителями были собственные актеры. Существовали также помещичьи театры, которые постепенно превращались в публичные.
Любой такой театр создавался по прихоти хозяина дома, содержался на его средства, благодаря труду его крепостных, используемых в качестве или актеров, или музыкальных исполнителей. или обслуживающего персонала. Действие происходило обычно в его собственном доме или в специально арендованном месте, где он был полноправным хозяином, в частности определял художественный и эстетический уровень спектаклей, формировал направление (драматическое или музыкальное), выбирал репертуар, распределял роли, размещал зрителей по собственному желанию и определял нравственное лицо театра.
Одним из первых и самых выдающихся был театр графов Шереметьевых. Он начал свою деятельность в Петербурге в 1765 как дворянский любительский и окончательно оформился к концу 1770-х в Москве. Из сотен тысяч своих крепостных Шереметьевы отбирали наиболее одаренных и обучали их ремеслам и искусству мастеров, принимавших участие в создании театра.
Существовал крепостной театр Н.Б. Юсупова, для которого писал декорации знаменитый П. Гонзаго.
К концу XVIII века крепостные театры начали появляться и во многих провинциальных городах России. Уровень их был очень разный: от примитивных доморощенных представлений на наскоро сколоченных подмостках с размалеванной простыней вместо занавеса, до прекрасно организованных спектаклей в специально выстроенных театрах с хорошо оборудованной сценой.
В 1780-х фаворит Екатерины II С.Г. Зорич устроил в своем имении "преогромный" театр. В его драматических спектаклях, кроме крепостных, участвовали также кадеты Шкловского кадетского корпуса и дворяне-любители, среди которых славился князь П.В. Мещерский. После смерти Зорича его балетная труппа была куплена для придворной императорской сцены.
Среди провинциальных театров выделялся также театр графа А.Р. Воронцова, который был ярым противником галломании, а потому отдавал предпочтение в репертуаре русским драматургам, таким как А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, П.А. Плавильщиков, Я.б, Княжнин и другие.
Крепостные театры существовали в условиях, когда их владельцы старались максимально использовать талант крепостных, многие из них преждевременно погибали. История подобных театров в России полна трагических судеб и драматических коллизий существования. Однако эти театры внесли ценный вклад в развитие национального театрального искусства, содействовали его широкому распространению, ведь многие провинциальные театры ведут историю от крепостных домашних трупп.
Итак, русский национальный профессиональный театр окончательно сформировался в середине XVIII века, за полстолетия прошел путь, который другие театры проходили веками. К начале XIX века он накопил мощный творческий потенциал, необходимый для создания шедевров: национальную драматургию, блистательных актеров, театральные здания с современным оснащением и воспитал зрителя, способного не только понимать, но и влиять на процесс.

Использована информация из следующих источников: "История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века", 3-е изд., РУТИ—ГИТИС, 2011. Текст Л.М. Стариковой.

@темы: театр, любительский театр, история русского театра, XVIII век

URL
   

Театральная сводка

главная