19:45 

Чайка.

severnaya_pchela
Автор: А.П. Чехов.
Комедия в 4-х действиях.

Действующие лица:
Ирина Николаевна Аркадина - по мужу Треплева, актриса.
Константин Гаврилович Треплев - ее сын, молодой человек.
Петр Николаевич Сорин - ее брат.
Нина Михайловна Заречная - молодая девушка, дочь богатого помещика.
Илья Афанасьевич Шамраев - поручик в отставке, управляющий у Сорина.
Полина Андреевна - его жена.
Маша - его дочь.
Борис Алексеевич Тригорин - беллетрист.
Евгений Сергеевич Дорн - врач.
Семен Семенович Медведенко - учитель.
Яков - его работник.
Повар.
Горничная.

Краткий сюжет:
Первое действие
Действие происходит в имении Петра Николаевича Сорина, где действительный статский советник в отставке проживает с сыном своей сестры — Константином Треплевым. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, — известная актриса, гостит в имении вместе со своим возлюбленным — ещё более известным беллетристом Тригориным.
Треплев также увлечён литературным творчеством: обитателям и гостям имения он готовится представить свою пьесу. Играть в ней единственную роль должна Нина Заречная — дочь богатых помещиков, соседей Сорина; она мечтает о сцене, но увлечению театром, неприличному для девушки её круга, решительно противятся родители. Влюблённый в Нину Константин создаёт для неё в парке «театр»: наскоро сколоченную эстраду, с занавесом, но без задней стены — декорацией служит вид на озеро.
Среди зрителей — управляющий имением Сорина, поручик в отставке Шамраев, его жена — Полина Андреевна и дочь Маша, а также доктор Дорн. Ещё один гость — сосед Сорина учитель Медведенко, безответно влюблённый в Машу; он завидует Треплеву и Нине, которые, как кажется всем, любят друг друга, пытается объясниться с Машей, но девушка, всегда одетая в чёрное — в знак траура по своей жизни, не может ответить ему взаимностью: она давно любит Константина.
Наконец приезжает Заречная. Вся в белом, она произносит текст в декадентском стиле (что тут же отмечает Аркадина): «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки…» — текст странный, у большинства зрителей вызывающий недоумение, а у Аркадиной — и прямой протест: ей видится в этом представлении попытка поучить «как надо писать и что нужно играть». Вспылив, Константин прекращает спектакль и уходит. Нина не следует за ним, она остаётся со зрителями и с удовольствием выслушивает комплименты в свой адрес — особенно со стороны Тригорина.
Второе действие
Та же усадьба два дня спустя. На площадке для крокета Дорн читает вслух Аркадиной и Маше; Тригорин увлечённо ловит рыбу в купальне. По случаю именин Сорина приезжает Нина, — наблюдая жизнь в имении, она удивляется тому, как мало знаменитые люди в быту отличаются от людей обыкновенных: известная актриса расстраивается и плачет из-за пустяков, а знаменитый писатель, о котором пишут во всех газетах, целыми днями ловит рыбу и радуется, когда поймает двух головлей. Влюблённая в Тригорина, она совершенно охладела к Треплеву и избегает его. Сам Константин связывает эту перемену с провалом его пьесы: женщины не прощают неуспеха; он приносит Нине убитую им чайку, обещает, что скоро таким же образом убьёт себя, — но у Нины признания Треплева вызывают только раздражение. Теперь её кумир — Тригорин, пишущий незамысловатую прозу, и ей уже не нравится манера Константина выражать свои мысли и чувства символами: вот и чайка — очередной непонятный символ. Константин пытается объясниться, но, увидев приближающегося Тригорина, уходит, оставляя Нину наедине с беллетристом.
Тригорин хочет знать, чем живёт и как смотрит на мир 18-летняя девушка, — для Нины, мечтающей о славе, намного интереснее, как чувствуют себя знаменитые люди; ей кажется, что ради славы она готова пожертвовать всем. Но Тригорин свою славу не чувствует никак, он тяготится постоянной обязанностью писать, да и успех свой считает преувеличенным; что бы он ни писал, в результате лишь снисходительные похвалы: «мило, талантливо». Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в свою книжечку сюжет для небольшого рассказа — о девушке, которая жила на берегу озера, счастливая и свободная, как чайка. «Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил её, как вот эту чайку».
Третье действие
Прошла неделя. Константин пытался покончить с собой, но неудачно. Аркадина подозревает, что застрелиться Константина побудила ревность, и готовится к отъезду в Москву: чем скорее она увезёт Тригорина, тем лучше будет для всех. Сорин, со своей стороны, считает, что безответная любовь — не единственная причина несчастий Константина: «Человек молодой, умный, живёт в деревне, в глуши, без денег, без положения, без будущего. Никаких занятий. Стыдится и боится своей праздности… Ему кажется, что он лишний в доме, что он тут нахлебник, приживал». Сорин просит сестру дать Константину денег, чтобы он мог одеться «по-человечески», съездить за границу… Но у скупой Аркадиной не находится денег даже на новой костюм для сына. Константин, со своей стороны, просит мать дать денег Сорину, чтобы он мог жить в городе: жизнь в деревне — особенно при таком управляющем, как Шамраев, столь же деспотичном, сколь и бестолковом, — вредна для его здоровья. Но для брата у Аркадиной тем более нет денег.
Вслед за Тригориным и Аркадиной в Москву решает отправиться и Нина, чтобы поступить на сцену. Она дарит Тригорину медальон, на котором выгравированы страница и строки одной из его книг; открыв книгу на указанной странице, Тригорин читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её». Он хочет остаться в усадьбе, ему кажется, что это то самое чувство, которое он искал всю жизнь, — со всей откровенностью Тригорин рассказывает о своём увлечении Аркадиной и просит отпустить его. Но Аркадина не верит в серьёзность его увлечения, мольбами и лестью в конце концов она убеждает Тригорина отказаться от Нины. Однако перед самым отъездом он сталкивается с Ниной и договаривается с ней о тайном свидании в Москве.
Маша, чтобы покончить со своей безответной любовью к Треплеву, решает выйти замуж за Медведенко.
Четвертое действие
Прошло два года. Сорину уже шестьдесят два, он очень болен, но по-прежнему полон жажды жизни. Медведенко и Маша давно поженились, у них есть ребёнок, но ни счастья, ни даже простого благополучия в их браке нет: Маша по-прежнему любит Константина и бо́льшую часть времени проводит в имении Сорина, забывая и о муже, и о ребёнке.
Константин по-прежнему занят литературным творчеством, пьес он больше не пишет, но его прозу публикуют в столичных журналах. Он рассказывает Дорну о том, что случилось с Ниной после отъезда в Москву: от связи с Тригориным у неё родился ребёнок, но вскоре умер; Тригорин её разлюбил и вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины всё складывалось ещё хуже: играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Родители её знать не хотят и даже близко не пускают к дому.
В очередной раз погостить в имении приезжают Аркадина и Тригорин; в журнале, который он привозит Константину, опубликованы и его собственная повесть, и повесть Треплева, оставшаяся, однако, неразрезанной: Тригорин к ней никакого интереса не проявил.
Константин и сам недоволен тем, что пишет. Когда-то он мечтал о «новых формах», теперь с досадой обнаруживает в своих сочинениях массу штампов и банальностей. «Что бы я ни писал, — скажет он позже Нине, — всё это сухо, черство, мрачно».
В соседней комнате обитатели имения играют в лото, а к Константину неожиданно приходит Нина — разочарованная, усталая, но ещё не потерявшая веру в своё призвание. Константин по-прежнему любит Нину: «Я зову вас, целу́ю землю, по которой вы ходили; куда бы я ни смотрел, всюду мне представляется ваше лицо…» Нина его не слышит: из соседней комнаты до неё доносится голос Тригорина, которого она любит ещё сильнее, чем прежде. Она всё ещё помнит наизусть провалившуюся пьесу Константина, — этот наивный текст навсегда оказался связан с самой счастливой порой её жизни. Завтра она уедет в Елец — играть в театре, ехать придётся в третьем классе, «с мужиками», а в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями: «Груба жизнь!» Напрасно Константин просит Нину взять его с собой, — она уходит одна, на прощание приглашает Треплева приехать взглянуть на неё, когда она станет большой актрисой.
Оставшись один, Треплев рвет свои рукописи. В соседней комнате, где играют в лото, слышен звук, похожий на выстрел. Дорн, сказав, что это, скорее всего, лопнула склянка с эфиром в его аптечке, выходит из комнаты, а вернувшись, просит Тригорина увести куда-нибудь Ирину Николаевну: «Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…»

Последняя фраза: "Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился...".

Информация о пьесе:
Написана в 1895-1896. Впервые опубликована в журнале "Русская мысль" в 1896.

История постановок:
Премьера состоялась 17 октября 1896 на сцене петербургского Александрийского театра. Постановка была провалена, т.к. труппа Александринки не поняла Чехова и его пьесу, не поняла ее драматургию. Находкой в спектакле была лишь В.Ф. Комиссаржевская в роли Нины Заречной, которая была введена в спектакль за несколько дней до премьеры, и играла эту роль от себя.

Постановки:
Постановки XIX века
1896 - Александринский театр. Постановка Е.П. Карпова.
1898 - МХТ. Постановка К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Спектакль был возобновлен в 1905.
Постановки ХХ века
1902 - Александринский театр.
1905 - Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской.
1944 - Московский Камерный театр.
1945 - Театр им. Моссовета.
1954 - Ленинградский театр им. А.С. Пушкина. Режиссер Л.С. Вивьен.
1954 - Театр им. Е. Вахатнгова.
1954 - Театр им. К.С. Станиславского.
1960 - МХАТ. Режиссеры В. Станицын, И. Раевский. Художник Шифрин.
1966 - Театр им. Ленинского комсомола. Постановка А. Эфроса. Художники В. Лалевич, Н. Сосунов.
1969 - МХАТ. Режиссер Б.Н. Ливанов. Художник Э.Г. Стенберг.
1970 - "Современник". Режиссер О.Н. Ефремов.
1980 - МХАТ. Постановка О.Н. Ефремова. Режиссер Н. Скорик. Художник В. Левенталь. Музыка В. Немировича-Данченко.
1987 - Театр на Красной Пресне (Москва). (Под названием "Отчего застрелился Константин?"). Режиссер Ю.Н. Погребничко.
1994 - "Ленком". Режиссер М.А. Захаров.
1994 - Содружество актеров Таганки. Режиссер С.А. Соловьев.
1994 - Школа современной пьесы. Режиссер И. Райхельгауз.
Постановки XXI века
2001 - МДТ. Режиссер Л.А. Додин.
2003 - Театр им. Е. Вахатнгова. Режиссер П. Сафонов.
2004 - Театр им. Моссовета. Режиссер А.С. Кончаловский.
2007 - Александринский театр. Режиссер и художник К. Люпа.
2011 - "Сатирикон". Режиссер Ю. Бутусов.
2011 - Московский театр-студия п/р О. Табакова. Режиссер К. Богомолов.

Роли и актеры:
Сорин
В.Н. Давыдов
В.В. Лужский
С. Колчицкий
А. Попов
В. Давыдов
А. Вовси
В. Большов
С. Сосновский

Нина
В.Ф. Комиссаржевская
М.Л. Роксанова
М.П. Лилина
С. Коркошко
А. Вертинская
О. Яковлева
А. Стеклова
М. Спивак
Л. Нифонтова
Я. Осипова

Тригорин
Н.Ф. Сазонов
К.С. Станиславский
Бравич
Л. Губанов
А. Калягин
А. Ширвиндт
Д. Суханов
К. Хабенский
О. Янковский

Аркадина
О.Л. Книппер-Чехова
А. Степанова
Т. Лаврова
Е. Фадеева
П. Райкина
Л. Нифонтова
М. Зудина
И.М. Чурикова

Треплев
В.Э. Мейерхольд
О. Стриженов
А. Мягков
Т. Трибунцев
А. Кузнецов
Д. Суханов
П. Ворожцов
Д. Певцов

Шамраев
Н.Ф. Сазонов
А.Р. Артем
В. Соловьев
А. Кузнецов
П. Ильин

Полина Андреевна
А.И. Абаринова
Е.М. Раевская
И. Саввина

Маша
М.П. Лилина
М.Г. Савицкая
И. Мирошниченко
Е. Васильева
А. Вознесенская
А. Дмитриева
Я. Сексте

Дорн
А.Л. Вишневский
В. Давыдов
И. Смоктуновский
А. Пелевин
А. Осипов
О. Табаков
Л. Броневой


Использована информация из следующих источников: Википедия; афишы театров.

@темы: пьесы, психологическая драма, постановки, А.П. Чехов, театр

URL
Комментарии
2013-06-25 в 16:20 

Треплев - Миронов Е., Чурсин.
Маша - Добровольская, Пегова.
Аркадина - Добровольская.
Медведенко - Чекмазов
Нина - Скорик:(((

URL
     

Театральная сводка

главная