17:36 

Триптиих.

severnaya_pchela

Режиссер: Петр Фоменко.
Текст: "Граф Нулин", "Каменный гость" А.С. Пушкина, "Фауст" И. Гете.
Сценография: Владимир Максимов, Мария Данилова.
Актеры: Карэн Бадалов, Галина Тюнина, Кирилл Пирогов, Максим Литовченко, Никита Тюнин, Мадлен Джабраилова, Олег Нирян, Степан Пьянков, Моника Санторо.
Театр: Мастерская Петра Фоменко (Новая сцена) (Москва).

Триптих (от греч. τρίπτυχος — сложенный втрое) — произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей (складень). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом. Средняя работа как правило наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие относящиеся к ней работы.

"Граф Нулин" был написан А.С. Пушкиным буквально за два утра 1925 во время ссылки в Михайловском. Это легкая и шуточная поэма водевильного характера. На сцене процветает "фоменковское милое хулиганство" по словам Марины Квасницкой. Актеры играют на разноуровневых плоскостях, появляясь то из-за кулис, то проходя по галерее, то бегая по лестницам, соединяющим эти ярусы. Все вокруг находится в движении, сюжет стремителен, легок и комичен. Историю рассказывает автор-поэт, который в последствие оказывается и молодым соседом-любовником Лидиным, располагающийся над героями на платформе под потолком. Сценография тут также легка и меняющаяся: это и полотно Рубенса, меняющего свое значение, когда его перевешивают верх ногами, это и шаткие платформы с мебелью, подвешенными за тросы и уходящими у актеров из-под ног. Зрители смеются над глупыми любовными похождениями графа, имеющие некоторые пародийные нотки над стандартными любовными конфликтами. Граф бежит. Темнота. Антракт.

"Каменный гость" - одна из "Маленьких трагедий" Пушкина. Автор остается прежним, меняются акценты. Не уходят до конца законы водевиля, без которых легендарная история о Дон Гуане невозможна. Однако ветреность и непринужденность действий героя-любовника перемешаны вместе с трагичностью и мистицизмом происходящим, карой за грехи, висящими над ним, как Домоклов меч. Эта часть "Триптиха" длится дольше других. В игре актеров не исчезают те самые нотки пародийности, которые явно видны, например, в притворно громких страданиях донны Анны или же карикатурный вид полуразложившегося истукана. Сценография мрачна, от нее веет кладбищем и смертью: кресты, клетки, увеличивающееся пространство сцены. По сути веселым пятном здесь является Лаура, у которой, кажется, единственной нет этих высоких надрывных нот в голосе. Но вот Каменный Гость хватает Дон Гуана за руку, его обволакивает темное полотно. Мрак. Антракт.

"Фауст" - трагедия, написанная И. Гете и представленная на сцене Мастерской в переводе Б. Пастернака. Миф о Дон Гуане сменяется мифом о немецком докторе. Зрителю показана галерея жителей мира Мефистофеля, такие как Смерть, Грех, Черт, Ведьма и Солдат. Сценография здесь весьма лаконична и делает упор на костюмы и грим образов. Через внешний облик показывается характер. Это и внушающая страх чернота плаща Мефистофеля одновременно с элегантной чертовской усмешкой в виде надорванной шляпой-моноклем, и звенящая похоть Ведьмы, и бледность вечно одинокого бремени Смерти. Это бал ужаса для мертвого при жизни Фауста с белоснежным миражом Гретхен позади. Апокалипсис. Конец спектакля.

"Триптих" Петра Фоменко готовился почти два года и критики ждали его с нетерпением. По словам первых зрителей спектакль напоминал "вакцину" от всеобщего многообразия "голых сюжетов и бессмыслицы", преобладающей на тот момент в театральном мире. Это обращение к текстам, воспитывающих вкус у актера, обучающих их правильной актерской речи и представлениям о высоком стиле литературы. Говорят, что на первых спектаклях зрителей встречали работники театра в медицинских масках, изначально подавая идею о "лечении".
Этот спектакль, прежде всего, мне кажется, великолепная школа для актера. За один вечер они играют не один, а три спектакля по разным произведениям. За один вечер они переходят от анекдота до фантасмагории. От чистого смеха над глупым графом до жестокой циничной усмешки Мефистофеля. Это спектакль перевоплощений. А ведь в современном мире театра так мало актеров, овладевших этой техникой. Этим могли похвастаться актеры БДТ в эпоху Товстоногова. Петр Наумович воспитал великолепную труппу актеров в своей Мастерской, развивая их на классических текстах с экспериментальными идеями в стилистике игры, чувстве характера и умении играть на струнах зрительской души. Конечно же, его театр славится в первую очередь актрисами, такими как Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина. Однако "Триптих" преимущественно мужской спектакль. Поэтому нельзя не признать мастерства актеров Мастерской. Неузнаваемые перевоплощения тут не только заслуга гримеров и художника по костюму, но и в первую очередь актерской технике. Например, как Карэн Бадалов из неудачливого Нулина перевоплощается в трусоватого и сметливого Лепарелло, слугу Дон Гуана, а после - в самого черта, в Мефистофеля, царя обмана.
Этот спектакль удивителен еще и тем, что не имеет углов и ошибок. Он представляет собой некое целое с режиссерской точки зрения. Он гладок, как шелк, который несется над головами зрителей.
"Триптих" и правда вызывает ощущение лечения от других угловатых постановок. Он будет долго висеть в памяти людей на стене истинных произведений искусства.

@темы: театр, современный театр, рецензии, П. Фоменко, Мастерская П. Фоменко, И. Гете, А.С. Пушкин

URL
   

Театральная сводка

главная